Крымская митрополия

Храм первоверховных апостолов Петра и Павла

298443, РФ, Республика Крым, Бахчисарайский район, с. Прохладное, ул. Студенческая, 30б

В своем труде «Таврическая епархия», изданном в 1887 году, епископ Гермоген пишет об этой церкви как об одной из старейших в Крыму: «…в самом селении Мангушах была старинная греческая церковь с кладбищем, в которой до 1821 года совершалось богослужение. Название селения производят от фамилии первого переселившегося сюда грека Мангуша. Церковь первоначально была каменная, построенная в виде дома греками, жившими здесь до присоединения Крыма к России и оставленная ими по выходе их в Мариуполь в 1779 году. Она освящена была во имя апостолов Петра и Павла и 3 раза была возобновляема: в 1808 г. переселившимися сюда новыми пришельцами из Молдавии, потом в 1821 г. и наконец не только обновлена, но и перестроена в 1858 г. русскими поселенцами из Малороссии. Но и эта церковь обветшала и строится новая. В Церкви есть несколько богослужебных книг, изданных в XVIII веке (Апостол, Евангелие, Минея дванадесяти праздникам, ирмолог нотного пения, триодь постная и цветная)». Архиепископ Гавриил в «Хронологико-историческом описании церквей епархии Херсонской и Таврической» пишет: «…а начало этой церкви неизвестно».

По Ведомости о выведенных в Приазовье христианах А.В. Суворова от 18 сентября 1778 г., из Мангуша выехало 10 «попов» (5 мужчин и 5 женщин духовного сословия) и 763 жителя, а в селе оставалась одна неразрушенная церковь и 143 дома.

Известно, что при переселении православных греков в Приазовье на новом месте их села и церкви стали именоваться по-прежнему, так же, как в Крыму: в селе Керменчик церковь Святой Троицы, в Карани – во имя равноапостольных Константина и Елены, в Богатыре – Преображенская и т.д. Церковь в новом селе Мангуш была освящена во имя великомученика Феодора Стратилата. Такая, по Ведомости барона Игельстрома от 14 октября 1783 г., в оставленном селе была (и кроме нее еще церкви вмч. Феодора Тирона и свт. Власия). Значит, можно думать, что освящение Мангушской церкви в Крыму во имя апостолов Петра и Павла произошло позже.

Из «Статистико-хронологическо-исторического описания Таврической епархии» протоиерея. М. Родионова (1872 г.): «По выходе митрополита Игнатия с христианами из Крыма, еще до присоединения его к Российской державе, в Крыму не осталось ни епископа, ни единого пресвитера, а осталось немалое число христиан, но на короткое время, по торговым своим делам или для получения долгов с татар – и находились они под охраной Российских войск, стоявших в Бахчисарае и в других городах крымских, а духовные требы христианам исправляли полковые священники… Только в 1801 году прибыл из Анатолии священник Константин Спиранде, – он служил для греков в Бахчисарайской Успенской церкви и в Мангушской попеременно, пока последовало назначение в Крым священников от Русского правительства…».

Однако в Госархиве Республики Крым наиболее ранние документы, касающиеся Петропавловской церкви, – это «Определение Екатеринославской духовной консистории и рапорт протопопа Симферопольского духовного правления Н. Петровского об определении сына священника – П. Федорова на должность пономаря в Петропавловскую церковь с. Мангуш», датированное 18 июня – 4 августа 1795 года, и «Дело о перемещении священника с. Мангуш В. Федорова к церкви слободы Верхняя Михайловка Симферопольского уезда», начатое 21 августа 1795 года и оконченное 17 ноября 1796 года. Из-за ветхости эти «дела» недоступны для просмотра. В «Ведомостях о священно-церковнослужителях» за 1794 год по Мариупольскому благочинию также упомянуты 3 священника с фамилией «Федоров», в том числе при Мангушской церкви св. Феодора Стратилата (при ней указаны три священника: Иван Ильин, Георгий (Сергий?) Федоров и Агапий Михайлов).

Во время ревизии 1796 года Мангуш – самое крупное на то время русское село в Крыму: 288 жителей.

24 мая 1803 года к Мангушской церкви рукоположен во священника Григорий Солощеннов 35-ти лет. Он был поселянином, служившим до этого дьячком. Пономарем с 1795 года стал Карп (Поликарп) Федоров, сын священника.

Далее в архиве имеется дело «По рапорту Перекопского духовного правления о ветхости Симферопольского уезда селения Мангуш Петропавловской церкви», начатое 16 октября 1806 года и оконченное 11 марта 1808 года. Первоприсутствующий духовного правления протоиерей Гавриил Шепитьковский пишет, что церковь Петропавловская Мангушская «весьма малая и ветхая, и тем прихожанам прошедших годов через земский суд по сообщению сего правления о построении наместо старой новой церкви было подтверждение, но ни малейшего не только успеха, но и старания о церкви той не предвидится. Антиминс же святый в той церкви – давний холстяный на молдавском языке 1724 года выданный, и уже ветхий и к священнодействию неспособный…». Из Екатеринославской духовной консистории следует указ – «о подтверждении селения Мангуш прихожанам в последний раз, чтобы они помянутую Петропавловскую церковь во всех ее ветхостях подчинили следующим летом или просили о построении на место ее новой. …Ежели они о том попечения иметь не будут, то церковь та будет упразднена, а приход ее приписан к другой ближайшей церкви… Означенный же святый антиминс, взяв его из той церкви, прислать к Его Высокопреосвященству для сдачи в ризницу с прошением выдачи на место оного нового». В следующем рапорте прот. Гавриил Шепитьковский пишет: «…помянутые прихожане объявили, что они люди недостаточные, и не только строения церкви вновь произвести не могут, но и не в состоянии даже выполнить недоимочных казенных оброков, – почему и на новый антиминс денег в наличии нет…». 23 июля 1807 года был издан указ консистории, согласно которому в октябре того же года приход церкви села Мангуш был причислен к соборной Николаевской церкви г. Бахчисарая. Священник Григорий Солощеннов, который при этом лишился средств к существованию, был переведен к Преображенской церкви села Каир Днепровского уезда.

Тем не менее в 1808 году церковь в селе Мангуш открыта, и во священника к ней в апреле этого же года рукоположен Карп (Поликарп) Федоров 39-ти лет, бывший указный пономарь. В клировых ведомостях обозначено: церковь каменная, в ней сосуды серебряные, ризница достаточная. Церковный староста – Иван Андронатенко. Приход – казенные поселяне. Дворов 56, в них мужского пола 224, женского – 217 душ.

В 1811 году к Петропавловской церкви назначен дьячком Феодор Федоров 25-ти лет, брат священника Карпа, служивший с 1806 года в Перекопской соборной церкви. В том же году по прошению отца Карпа к Мангушской церкви определен указным пономарем его сын Григорий 16 лет, до тех пор не обучавшийся. В 1813 году староста – Семион Чабан (орфография документа).

В 1814 или 1815 году священник Карп Федоров умер. В клировой ведомости за 1815 год впервые обозначено отчество дьячка Феодора – Васильев сын, из чего следует, что священника, служившего в церкви села Мангуш в 1795 году, звали Василий Федоров.

Священник Иоанн Матвеев, сын Казанцов, из военнослужащих, в 1806 году принят в духовное звание пономарем к Карасубазарскому собору. В 1807 году произведен во священника к Судацкой Свято-Матфеевской церкви. Переведен к Петропавловской церкви села Мангуш в декабре 1816 года, будучи 41 года от роду. В 1818 году высочайше пожалован бронзовым крестом в память 1812 года. Стихарным дьячком остается Феодор Васильев сын Федоров, стихарным пономарем – Григорий Поликарпов, сын Федоров.

В клировой ведомости имеется запись: «В казенном селении Мангуш церковь во именование святых апостолов Петра и Павла, которую дозволено строить в 1808 году, окончательно освящена в сем 1821 году июня 23-го дня на антиминсе, из старой Петропавловской церкви принесенном». «Церковь каменная крепкая с колокольней на 2-х (в других клировых ведомостях – на 4-х) столбах».

В 1827 году священник Иоанн Казанцов умер. Его вдова Татьяна, имея при себе трех малолетних дочерей (старшие дети учились), осталась при церкви просфорней. У потомков фамилия трансформировалась в «Казанцев». Внук священника Александр Владимирович Казанцев более 30 лет прослужил при Покровской церкви села Саблы, исполняя обязанности псаломщика в должности вольнонаемного церковника (с тем, чтобы сохранить право именоваться потомственным почетным гражданином), а правнук Александр Казанцев заведовал Саблынским Министерским училищем.

С 29 августа 1827 года настоятелем Мангушской церкви стал Герасим Тимофеев, сын Мизякевич, 50-ти лет, сын священника. С 1806 года он служил священником в с. Рогачик Днепровского уезда, 2 года был депутатом. С 1810-го до 1827 года служил в с. Рубановка.

В 1835 году Григорий Федоров рукоположен в дьякона, Феодор Федоров – в прежней должности. Последующие 5 лет изменений в составе причта нет.

В 1840 году в селе Мангуш прихожан 684 человека в 87 дворах.

В 1843 году определен дьячком к Петропавловской церкви Севастьян Левицкий, 32-х лет, из свободного состояния, бывший послушник Одесского Уманского монастыря, затем 4 года прослуживший дьячком в Свято-Николаевской церкви Бахчисарая.

24 октября 1848 года освящена возобновленная иждивением и трудами поселянина деревни Биясалы Карпа Яковлева Савельева Иоанно-Предтеченская церковь – из развалин древней греческой церкви, построенной в 1387 году и освященной Готфским епископом Константием. Здание церкви каменное, в длину 12, а в ширину 6 аршин; колокольня с деревянным вторым этажом, покрыта железом. Церковь эта становится приписной к храму Петра и Павла, причт которого служит в ней по требованию прихожан и в некоторые праздники.

В 1851 году, согласно клировой ведомости, священника нет. Служат дьякон Григорий Федоров и указный дьячок С. Левицкий.

В 1864 году служит священник Феодот Красноставский, переведенный в Мангуш от Покровской церкви Судака. Указным пономарем к Петропавловской церкви определен Максим Левицкий 22-х лет, уволенный из высшего отделения Симферопольского духовного училища, сын Севастьяна Левицкого. В 1865 году клировая ведомость сообщает, что проживавший при церкви заштатный священник Феодот Красноставский умер. Настоятелем храма Петра и Павла стал Василий Емельянов, сын Иванов, 37-ми лет, священнический сын, служивший в Херсонском уезде в Николаеве, Одессе, а с ноября 1863 года – дьяконом в Александро-Невском соборе Феодосии. 6 августа 1865 года он рукоположен во священника к Мангушской церкви и определен наставником при сельском училище, существующем с 1864 года. В клировой ведомости отмечается, что утварью церковь бедна.

В приходе (Мангуш и Биясалы) в это время немногим более 1000 прихожан в 147 дворах, при этом военного сословия 43 мужчины и 34 женщины. С 1866 года старостой Мангушской церкви стал поселянин Максим Иванов, сын Харченко, Биясальской – поселянин Егор (Георгий) Кузьмин, сын Благинин.

11 июля 1867 года к Мангушской церкви перемещен Иоанн Лафаки, 42-х лет, с 1866 года служивший священником Свято-Пантелеимоновской церкви села Балта-Чокрак и приписной к ней Свято-Митрофаниевской в урочище Альмы. Он также стал наставником сельского приходского училища. В сентябре 1868 года Иоанн Лафаки переведен к Николаевской церкви села Зуи, и клировая ведомость Петропавловской церкви в 1868 году заполнена благочинным протоиереем Н. Паксимаде, который указывает на отсутствие положенного по штату причта.

В марте 1870 года рукоположен во священника и назначен настоятелем церкви села Мангуш дьякон Ялтинской Иоанно-Златоустовской церкви Андрей Федоров.

В это время Иоанно-Предтеченская церковь села Биясалы приписана уже к Лакской Лукинской церкви, а впоследствии она становится самостоятельной.

Священник Андрей Федоров прослужил в Петропавловской церкви более 10 лет и в мае 1881 года был награжден скуфьей.

В 1884 году тщанием прихожан была построена новая церковь, каменная c деревянным куполом, в одной связи с каменной колокольней. Ограда была сложена из неотделанного камня. Старая церковь 1821 года постройки по освящении новой была упразднена.

23 сентября 1884 года старостой утвержден Кирилл Иванов Калениченко. Объявлена архипастырская благодарность мангушским крестьянам, пожертвовавшим на строительство церкви от 100 до 400 руб.: Стефану Авлахову, Иоанну Лимаренко, Иоанну Щапову, вдове Василисе Лимаренко. Благодарность епархиального начальства объявлена внесшим от 20 до 60 руб.: Василию, Григорию и Павлу Лимаренко, Константину Грузинову, Ивану Авлахову, Евфимию Мартынову, Михаилу Поцелуеву, Ивану Бабиченко, Севастопольской мещанке Евдокии Ерошенковой и Мангушскому волостному старшине Велиша Бариеву. В марте 1885 года обществу крестьян селения Мангуш преподано благословение от Святейшего Синода.

В эти годы в Мангушах (так тогда именовалось село) находилось волостное правление.

С февраля 1884 года священником служил Захария Соколовский, 58-ти лет, сын священника из Херсонской епархии, вдовец. По окончании духовной семинарии в 1844 году был рукоположен во священника к Алешковскому Введенскому собору, затем служил в Перекопском Николаевском соборе, в кладбищенской Преображенской церкви Симферополя, в Александро-Невской соборной церкви Феодосии, в Ильинской церкви Сак и в Карасубазаре. Имел бронзовый наперсный крест за службу во время Крымской войны. Подвергался штрафам, увольнялся заштат в 1874 году за ссору со священником. В мае 1885 года на настоятельскую вакансию к Петропавловской церкви рукоположен во священника выпускник Киевской семинарии Михаил Волошкевич. В декабре псаломщиком утвержден дьяческий сын Антоний Левицкий. Захария Соколовский в 1885 году – заштатный запрещенный священник, однако к концу года ему разрешено служить, и в декабре он направлен во Второприморское Днепровского уезда. В 1886 году по жалобе прихожан этого села опять уволен заштат. В 1887 году Захарии Соколовскому вновь разрешено служить в Мангушах. На него поступали жалобы от старосты, возникали ссоры с назначенным в ноябре 1888 года на псаломщицкую должность другим заштатным запрещенным священником – Фавстом Шеметило 60-ти лет из Волынской губернии, который в 1850-е годы служил в Бердянском уезде, затем находился в Балаклавском Георгиевском монастыре, позже в Инкерманском; в 1884–1886 годах был командирован к Покровской церкви села Албат, а после снова пребывал в Инкерманской киновии. В 1891 году псаломщиком в Мангуш был назначен окончивший Симферопольское духовное училище 22-летний Евсигней Журман, сын псаломщика из Мелитопольского уезда. Фавст Шеметило продолжал жить при церкви еще несколько лет.

Церковный староста с 1891 года – Георгий Павлович Сандулов, мангушский поселянин.

В 1892 году население села Мангуш составляли: военного сословия 103 мужчины и 88 женщин в 26-ти дворах, купцов и мещан – 28 мужчин и 20 женщин в 7-ми дворах, государственных крестьян 550 мужчин и 506 женщин в 137-ми с половиной дворах, магометан 96 мужчин и 69 женщин в 24-х дворах (для них была мечеть и мулла).

В начале 1893 года отец Захария Соколовский окончательно уволен заштат, и во священника к Петропавловской церкви села Мангуш рукоположен воспитанник Одесской духовной семинарии Александр Вишневский.

В 1893–1894 году консисторией разрешено использовать камень от старой церкви для строительства дома священника. Старую церковь разобрали и огородили от попирания место, занимаемое престолом так, чтобы оно навсегда оставалось неприкосновенным. Тщанием прихожан были выстроены каменные дома для священнослужителей – о пяти комнатах для священника и о трех комнатах для псаломщика.

Отец Александр Вишневский впоследствии служил в Мелитопольском уезде.

27 августа 1895 года к Петропавловской церкви переведен из села Вербового Бердянского уезда священник Михаил Лавров Балабаненко 27-ми лет, сын священника. Родился в Ногайске, закончил Таврическую духовную семинарию, служил учителем церковно-приходской школы в Мелитопольском уезде и в Керчи, в 1894 году рукоположен во священника.

2 ноября 1895 года отец Михаил утвержден законоучителем Мангушской земской школы.

Псаломщиком к Петропавловской церкви с 7 июня 1895 года определен 25-летний сын диакона из Феодосии Александр Константинов Лазарев. Просфорня – вдова псаломщика Е. Левицкая. Староста – Дмитрий Александров Минайченко, мангушский поселянин.

13 августа 1899 года настоятелем Петропавловской церкви и законоучителем земской школы стал Николай Поликарпов Олефиренко, 51 года, сын диакона из Керчи. В 1882 году окончил Таврическую духовную семинарию как начетчик, служил псаломщиком, диаконом в Мелитопольском уезде, рукоположен во священника к Андреевской церкви Феодосийского уезда 1 августа 1882 года и служил в этой церкви 17 лет. Имел архипастырские благодарности за труды по народному образованию, награды за примерное выполнение пастырских обязанностей. В семье у него было 8 детей; в 1902 году 19-летняя дочь Александра стала учительницей в Мангушской земской школе. Псаломщиком остался Александр Лазарев. (Впоследствии он стал священником и служил в Днепровском уезде.)

Убранство церкви оставалось бедное, библиотека, согласно клировой ведомости, скудная. Хранятся копии метрических книг и исповедных росписей с 1811 года.

Церковный староста – мангушский поселянин Матвей Стефанов Лимаренко (75 лет в 1902 г.), а с 1903 года – Петр Павлов Сандулов.

При церкви земли усадебной с погостом – 950 кв. саженей, пахотной – 33 десятины, из них 12 десятин удобной в одной версте от церкви, а 21 десятина малоудобной – в трех верстах.

В 1903 году в селе Мангуш одна земская школа, в 1906 году их две.

Приход Петропавловской церкви в 1912 году: село Мангуш (810 мужчин и 751 женщин в 199 домохозяйствах) и деревня Тав-Бодрак русский (234 мужчин и 218 женщин в 62 домохозяйствах). 16 дворян в трех усадьбах, мещан – 161 человек, крестьян –1838 человек. Иноверцев – 211 человек в 28 домохозяйствах.

Церковно-приходская школа (Тав-Бодрак) помещается в собственном доме. В 1912 году обучается 38 мальчиков и 19 девочек.

По возрасту отец Николай Олефиренко был уволен заштат, и 25 июня 1912 года во священника к церкви Петра и Павла рукоположен Андрей Михайлов Коренев 27-ми лет, сын потомственного почетного гражданина, окончивший Таврическую духовную семинарию в качестве начетчика. До этого с 1902 года он служил учителем церковных школ в Мелитопольском уезде, а с 1908 года – дьяконом в Свято-Николаевском соборе Евпатории, а также законоучителем и учителем пения. С 1912 года стал законоучителем Мангушской двухштатной школы и заведующим Тав-Бодракской церковно-приходской школой.

Отец Андрей показал себя ревностным пастырем и талантливым проповедником. В 1913 году он по благословению епископа Димитрия организовал четырехдневный крестный ход – паломничество из села Мангуш на Братское военное кладбище Севастополя и в обители – Инкерманскую и Херсонесскую. 8 мая 1913 года в 2 часа ночи в селе Мангуш раздался колокольный звон. После молебна крестный ход – около 250-ти человек – со свечами и песнопениями двинулся к Бахчисараю. По дороге, встречая рассвет, служили утреню. На станции паломников ждали приготовленные 10 вагонов поезда, доставившего их до Мекензиевых гор. Полное описание этого паломничества дано отцом Андреем Кореневым в Таврическом Церковно-общественном вестнике № 25–27 за 1913 год. Он отмечал большие заслуги псаломщика Николая Кутищева в достойном проведении этого торжества.

Николай Титов Кутищев, 27-ми лет, сын крестьянина, был определен к церкви села Мангуш с 8 декабря 1912 года, а до этого служил учителем и псаломщиком в Бердянском и Мелитопольском уездах.

28 января 1914 года Андрей Коренев и священник Николаевской церкви села Большая Лепетиха Мелитопольского уезда Александр Левицкий были перемещены один на место другого «ради пользы службы». В апреле 1917 года отец Андрей Коренев был награжден скуфьей, а в июне того же года стал благочинным Мало-Знаменского округа. В ТЦОВ за 1914 год (№ 8–9) опубликована его статья «Встреча» и в 1917 году в № 5–6 – «Святая Русь несет крест свой».

Псаломщик Н.Т. Кутищев в июне 1914 года переведен в село Михайловка Мелитопольского уезда, а в июне 1915 года – в село Большая Лепетиха. После революции он служил в селе Большой Токмак Бердянского уезда священником, впоследствии стал протоиереем, был арестован, в тюрьме подвергался пыткам и вскоре после освобождения умер от воспаления легких.

Александр Левицкий к дню Пасхи 1918 года был награжден скуфьей.

После 1914 года псаломщиками церкви Петра и Павла служили Василий Булашев, Иаков (Яков) Пуляев. С апреля до конца 1917 года эту должность исправлял мещанин Александр Федоеженко, а затем псаломщиком был назначен Петр Герасимович Калиниченко 24-х лет, сын крестьянина, окончивший Мангушскую четырехклассную школу.

С декабря 1915 года в должности старосты был крестьянин села Мангуш Павел Кириллович Калиниченко.

В послереволюционное время трудности взаимоотношений с новой властью легли на плечи церковной общины, возглавляемой старостой Тимофеем Вороновым, Лимаренко Василием Матвеевичем, псаломщиком П.Г. Калиниченко. 24 апреля 1923 года церковная «двадцатка» заключила положенный по новым законам «Договор» о пользовании Петропавловской церковью. Постоянного священника не было, документы «за настоятеля» подписывал Петр Калиниченко. В конце 1920-х годов службы совершались только по праздникам, а священника, видимо, приглашали из Бахчисарая. Согласно циркуляру НКВД КрАССР от 1 июля 1929 года, вопрос о ликвидации церкви согласован с Бахчисарайским райкомом партии и местным ГПУ. В ноябре 1929 года арестованы и осуждены как «руководители кулацкой группировки» Авлахов Андрей Яковлевич (на 3 года ИТЛ) и Авлахов Петр Яковлевич (на 5 лет). В феврале 1930 года, согласно письму от Мангушского сельсовета в Адмотдел Бахчисарайского района, священник (имя не установлено), псаломщик и староста Лимаренко В.М. отказались служить, после того как у них были произведены обыски в ходе «изъятия кулацких элементов». Однако прихожане боролись за свой храм. 29 апреля 1930 года в КрымЦИК было отправлено заявление граждан сел Мангуш и Бодрак с просьбой о сохранении церкви – 131 подпись на семи листах. 15 июня 1930 года общее собрание граждан решает «разрешить сельсовету временно ссыпать зерно в пустующей церкви, и в случае разрешения вышестоящими органами власти открытия церкви освободить помещение…» Переписка с инстанциями длилась до конца года, активно защищали церковь Лунака Алексей Петрович, Мартынов Иван Игнатьевич, Лиморенко Степан Павлович, Иван Васильевич, Семен Кириллович, Сергей Иванович, Табаков Василий Кузьмич, Кравченко Семен Ильич и другие.

Петропавловская церковь в с. Мангуш была ликвидирована постановлением Президиума ЦИК КрАССР от 5 февраля 1931 года, ее помещение передано под зернохранилище. В Бия-Салы церковь была закрыта в 1936 году.

В июле 1942 года, во время немецкой оккупации Крыма, Петропавловская церковь, как и многие другие, была восстановлена и открыта. Об этом 28 сентября 1945 года П.Г. Калиниченко пишет в своей автобиографии: «По просьбе наших верующих односельчан, я снова стал на должность псаломщика при Мангушской Петропавловской церкви и служил до 13 ноября 1943 года. 13.11.43 г. во время боя немецко-румынских войск с партизанами я был захвачен и уведен из деревни, после чего был отправлен с многими такими же, как я, в Австрию, в рабочий лагерь “Франкенбург №1”, где и работал в лагере в качестве истопника до прихода союзных (англо-американских) войск, после чего, т.е. 23 мая 1945 г., был репатриирован снова на родину по месту жительства и с 10 сентября по просьбе Церковного Совета Мангушской Петропавловской церкви и верующих односельчан я опять стал на службу псаломщика регента…»

С 28 июля 1945 года в Петропавловской церкви служил священник Андрей Иванович Шовский, 1892 г. р. Он родился в Воронежской губернии в семье бедного многосемейного псаломщика, закончил духовное училище и 2 класса духовной семинарии. С 19-ти лет служил псаломщиком, в 1922 году был рукоположен во диакона, а в 1930-м – во священника к сельскому приходу Воронежской области, где прослужил до 1937 года. Затем в Крыму до войны работал на Керченском рыбзаводе. 15 февраля 1942 года был призван в РККА. В октябре 1942 года оказался на оккупированной территории в Керченском районе и с февраля 1943 года по приглашению прихожан стал служить священником в церкви дер. Козы, а в июне 1943 года был переведен епархиальным начальством к Успенской церкви в Старый Карантин. При эвакуации немцами населения Керченского побережья был перемещен в Бахчисарайский район, деревню Балта-Чокрак, где стал служить в Свято-Пантелеимоновской церкви. Церковь эта была разрушена немцами при налете на село. С 5 декабря 1943 года до 20 апреля 1944 года отец Андрей находился в партизанском отряде в лесу со своими прихожанами, поддерживая в них патриотическое настроение. После этого проживал в деревне Базарчик и с 22 июля 1944 года служил священником в местной Воскресенской церкви, открытой во время войны. Противостоял постоянному стремлению властей закрыть эту церковь. Однако распоряжением епископа Иоасафа отец Андрей Шовский был переведен к Петропавловской церкви. Воскресенская церковь 16 августа 1945 года была закрыта, а ее приход объединен с Мангушским, несмотря на значительную удаленность.

К Петропавловской церкви теперь относился и приход разрушенной во время войны Иоанно-Предтеченской церкви в Бия-Салы (Верхоречье).

Община зарегистрирована 4 сентября 1945 года. В архивном «деле» имеется акт передачи уцелевшей утвари от бывшего старосты Бия-Сальской церкви Янченко Николая Кондратьевича, дата – 15 ноября 1945 года. В церковь Петра и Павла переданы: чаша-потир металлическая малая (стоимостью 200 руб.), дискос металлический (100 руб.), звездица металлическая (50 руб.), лжица металлическая (25 руб.), копие стальное в деревянной оправе (25 руб.), Евангелие малое требное в металлической оправе (100 руб.), трикирий пасхальный металлический (200 руб.), Служебник большой в картонном переплете (50 руб.), риза (фелонь) зеленого цвета старая (800 руб.).

«Двадцатка» села Мангуш: Калиниченко П.Г., Воронов Т.П., Горохова Е.С., Аникеева Н.С., Попов А., Попова А.И., Котельников Е., Поцелуева М.Ф., Сандулова Д., Черненко Х. и семь человек с фамилией Лимаренко.

В «двадцатке» деревни Бия-Салы (Верхоречье), присоединившейся к общине Петропавловской церкви, – семь человек с фамилией Либиденко (Лебеденко), трое Чилидиновых, трое Хавтуровых, двое Грузиновых, а еще Руденко С.И., Рыбасева М.И., Диденко У.К., Лоцманенко М.Н., Медведева Т.П., Кузьмицкая П.В., Савельева А.Н.

В типовом «договоре» Петропавловская церковь описана как одноэтажное каменное здание, крепкое, без куполов и колокольни. Убранство храма очень бедное. Каменная сторожка была занята под амбулаторию, потом ее, правда, вернули церкви.

В Церковном Совете староста Тимофей Пантелеевич Воронов 1872 г. р., Клавдия Павловна Лимаренко; помощник старосты – Наталья Степановна Аникеева; псаломщик и счетовод – П.Г. Калиниченко.

20 января 1946 года отец Андрей Шовский выбыл в Грузинскую епархию. В том же году он был представлен к награждению медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

Село Мангуш переименовали в Партизанское. В храме стали ежегодно служить панихиду по угнанным 13 ноября 1943 года в Бахчисарай и там зверски убитым мужчинам и мальчикам села – 128 человек.

28 февраля 1946 года к Петропавловской церкви рукоположен во священника Страмковский Агафангел, 40 лет, сын священника из Витебской губернии, служивший псаломщиком, церковным сторожем, а с 1945 года – диаконом. В конце 1946 года по его просьбе был уволен заштат в связи с выездом из епархии. В марте 1947 года архиепископ Лука рукоположил во священника к Петропавловской церкви приехавшего из Нальчика Шохина Федора Николаевича 1898 г. р., врача по специальности, гвардии капитана медицинской службы, инвалида войны II группы, происходившего из семьи псаломщика и в 1920-е годы служившего дьяком. Обязанности священника в с. Партизанском в это время исполнял настоятель Бахчисарайского собора Николай Ливанов, оставивший по себе добрую память, умевший привлечь к церкви большое число прихожан, включая молодых. Ф. Шохин пребывал на лечении, а затем был снят с регистрации в связи с отъездом в Нальчик.

3 июля 1947 года настоятелем церкви назначен иеромонах Коваленко Иаков (Яков) Сергеевич 80-ти лет, служивший священником в Керчи. Сын крестьянина из Курской губернии, служил в царской армии, затем работал портным. 20 лет находился в монастыре, с 1922 года снова стал портным и был им до 7 января 1945 года, когда его рукоположили в иеромонаха к кафедральному собору Симферополя. Отец Иаков по своей дряхлости забывал ход службы, и порядок богослужения обеспечивал псаломщик П.Г. Калиниченко, он же организовывал деятельность общины. В рапорте благочинному от 16 января 1948 года указаны сведения о жилых домах для причта: 1) при церкви имеется каменный домик (сторожка), крытый черепицей, из двух комнат и кладовой площадью в 30 кв. м, полученный по договору вместе с церковью, в котором живет настоятель. Земельного участка при доме не имеется; 2) псаломщик живет в частной квартире, состоящей из одной комнаты площадью 20 кв. м, арендуемой из церковных средств (120 руб./год). Земельного участка при квартире нет.

Иеромонах Иаков собирал у себя школьников и, показывая им портреты царской семьи, хвалил прежнюю жизнь, о чем стало известно властям. В октябре 1949 года архиепископом Лукой был уволен заштат. 10 ноября 1949 года временное обслуживание прихода Петропавловской церкви было разрешено священнику Покровской церкви с. Почтовое Иоанну Шишадскому 56-ти лет, а 6 января 1950 года зарегистрирован священник Пластунов Иван Васильевич 74-х лет, сын кузнеца из г. Ишим Тобольской губернии, образование низшее. Был певчим церковного хора, потом регентом, учителем пения в приходских училищах, исполнял обязанности псаломщика. В 1907 году рукоположен во диакона, а в 1909 году – в сан священника. До 1930 года служил в одном и том же сельском приходе в Сибири. В период «коллективизации» был чернорабочим, сторжем, пастухом. После смерти единственного сына в 1935 году вернулся в церковь регентом Новосибирского кафедрального собора и служил там до закрытия собора в 1940 году.

По приезде в Крым сторожил совхозный сад, а в январе 1942 года вместе с ранеными военнопленными и рабочими совхоза был отправлен немцами в Джанкой. По пути бежал, попал в Ново-Ивановку, где попросился в церковь псаломщиком. В августе 1942 года был приглашен в пос. Ички в качестве священника, прослужил 8 месяцев, затем был арестован немцами, запрещен в священнослужении и лишен всех документов – из-за того, что поминал русских воинов, на поле брани убиенных, и по подозрению в сочувствии большевикам. После освобождения Крыма в 1944 году был приглашен в Ново-Ивановку на должность священника Иоанно-Богословской церкви, служил в ней 5 лет. До конца 1949 года был настоятелем Покровской церкви в пос. Войково и по прошению уволен заштат. В Петропавловской церкви с. Партизанское прослужил 1,5 года и был уволен заштат архиепископом Лукой за пьянство. Потом вновь был отправлен служить – в Соленое Озеро, но и оттуда уволен как пьющий. Вернулся в Ново-Ивановку, где пытался собрать средства на новый молитвенный дом (старый был закрыт в 1951 г.).

С 26 марта до 5 сентября 1953 года в Петропавловской церкви служил прибывший из Ростова по рекомендации митрополита Вениамина (Федченкова) и им же рукоположенный во священника Тукин Сергей Петрович 1893 г. р. При нем жизнь церковной общины оживилась, но в связи с крайней бедностью прихода он по прошению был переведен архиепископом Лукой к Петропавловской церкви пос. Соленое Озеро. Приход села Партизанское был одним из тех, которым архиепископ Лука выплачивал дотацию на содержание причта (как и приходу в Соленом Озере).

20 октября 1953 года настоятелем церкви села Партизанское стал образованный, энергичный и деятельный священник из Эстонии Клаас Андрей Александрович 1908 г. р. Своим талантом проповедника он смог привлечь к церкви большое число верующих, запланировал новый ремонт храма (предыдущий проводился в 1952 г.). Просил уполномоченного Совета по делам РПЦ Жданова разрешить ему проведение служб в развалинах Иоанно-Предтеченской церкви для немощных стариков Верхоречья, однако такое разрешение не было дано. С 31 января 1955 года отец Андрей служил в Покровской церкви с. Почтовое, где также поднял церковную жизнь на должную высоту. В конце 1955 года он уехал в Эстонию за своими взрослыми детьми. Вернувшись в августе 1956 года, еще 2 года служил в Петропавловской церкви села Партизанское, откуда по прошению был переведен в Бахчисарай, а затем в Алушту. Несмотря на то, что архиепископ Лука выплачивал ему дополнительную дотацию, бедность прихода оказалась непосильной, а энтузиазм священника пресекался властями.

С 31 января до 4 апреля 1955 года и с 1 ноября 1955 года до 25 июня 1956 года в Партизанском служил переведенный из села Емельяновка Нижнегорского района Вязовой Александр Игнатьевич 1910 г. р., сын репрессированного священника. (С апреля до ноября 1955 г. – в с. Митрофановка Нижнегорского района.) Отец Александр был горбат и часто нетрезв, за последнее не раз подвергался взысканиям и увольнялся заштат. Посещаемость Петропавловской церкви и доходы причта резко снизились, старушки собирали у сельчан подаяние для священника. Архиепископом Лукой был переведен в псаломщики.

31 октября 1955 года Церковный Совет храма Петра и Павла обращался к уполномоченному Совета по делам РПЦ Яранцеву с претензией на возвращение церковного дома, с 1920-х годов занятого школой и к моменту обращения отремонтированного под школьную мастерскую. В возвращении этого дома церкви было отказано. В январе 1956 года старостой Сандуловым было получено разрешение на покупку у колхозника дома для причта, если правление колхоза даст на это согласие.

Возвратившийся в августе 1956 года священник Андрей Клаас снова просил, теперь уже у другого уполномоченного, разрешения периодически проводить богослужение «на расстоянии 12–15 км от Партизанского, где в горах имеется старинная разрушенная церковь, пользующаяся большой славой среди местного населения, которое по известным праздникам собирается на месте церкви». Ему вновь было отказано. О развалинах какой церкви шла речь, из отчета уполномоченного за I полугодие 1957 года неясно.

В 1957 году Петр Калиниченко по прошению переведен к Петропавловской церкви в Соленое Озеро, где священником оставался отец Сергий Тукин. В 1959 году власти вынудили священника уйти заштат, у общины отняли здание, и церковь закрыли.

23 октября 1958 году А. Клаас переведен по прошению в Бахчисарай. 24 ноября этого же года комиссия из Бахчисарайского райисполкома и Скалистовского сельсовета с участием инженера-строителя составила Акт о ремонте Петропавловской церкви. «Признали проведенный ремонт некачественным, стены с наклоном и трещинами, угроза обвала стен и потолка, нарушена стропильная система крыши, балки не имеют прочного упора, прогнил пол. Необходим и текущий ремонт. Комиссия считает здание аварийным и к дальнейшему использованию непригодным». Члены Церковного Совета Авлахов Иван Дмитриевич, Недельченко Раиса Савельевна, Архипова Надежда Фоминична и староста церкви Сандулов Лукьян Саввич инициировали независимую экспертизу здания и с ее результатами 26 апреля 1959 года обратились в Епархиальное управление. Однако 10 июня 1959 года Петропавловская церковь была закрыта, а ее здание передано сельсовету под клуб.

В 1962 году село Партизанское (бывшее Мангуш) переименовано в Прохладное.

Контакты:

  • Телефоны: +7 (978) 722-58-79 (протоиерей Димитрий Горякин, настоятель)
  • E-mail: bakla3000@mail.ru

Святыни:

  • ковчежец с частицей мощей ап. Петра

Духовенство: