Крымская митрополия

Храм Феодоровской иконы Божией Матери

РФ, Республика Крым, г. Бахчисарай, ул. Македонского, 2

Неподалеку от здания железнодорожного вокзала станции «Бахчисарай» и привокзальной площади находится церковь в честь Феодоровской иконы Божией Матери – главный храм города и Бахчисарайского благочиния. Ежегодно его посещают многочисленные группы паломников, богомольцев и туристов.

Церковь-школа в честь Феодоровской иконы Божией Матери

В 1913 году в Бахчисарае праздновали 300-летие Дома Романовых. Празднества начались 21 февраля. В городе распространялись юбилейные книги, газеты. Было принято решение назвать открывшуюся в том же году женскую прогимназию «Романовской» и утвердить три «романовские» стипендии. На театральной сцене при городской управе учащимися был поставлен спектакль «Жизнь за царя». С беднейших жителей Бахчисарая были списаны недоимки на сумму 3000 рублей.

21 февраля 1913 года в ознаменование 300-летия Дома Романовых вдова Дмитрия Ильича Пачаджи, личная почетная гражданка Евгения Васильевна Пачаджи, на принадлежавшем семье дворовом участке в Эски-Юрт Юхары размером в 460 кв. саженей заложила церковь-школу в честь Феодоровской иконы Божией Матери[1].

Проект школы-церкви, составленный Константином Амосовичем Табуриным (1865–1932) и представленный накануне Таврической духовной консисторией в Строительное отделение Таврического губернского правления, был рассмотрен, «найден, за сделанными красными чернилами исправлениями, в техническом состоянии удовлетворительным», одобрен и возвращен в копии в консисторию с указанием, что «к выполнению означенного проекта с технической стороны препятствий не встречается при условии, что постройка будет производиться под наблюдением архитектора, а по окончании ея, будет освидетельствована техником Строительного отделения»[2].

Предположение о том, что на освящении школы-церкви, строительство которой по проекту архитектора в 1913 году только предполагалось, присутствовал император Николай II, не подтверждается ни газетной хроникой, ни архивными материалами.

8 мая 1913 года в Бахчисарае в честь 300-летия Дома Романовых был заложен третий памятник-фонтан, связанный с царствующей династией. Чтобы получить приглашение на открытие памятника в Бахчисарае, 20 ноября 1913 года в Ливадию к Николаю II была направлена делегация, включающая представителей трех основных религиозных конфессий Бахчисарая: православной, мусульманской и караимской. В ее состав входили купец 2-й гильдии Георгий Ильич Пачаджи (род. 14.10.1864), Аджи Сеит Джелиль и Ефет Майтан. Получивший от прибывших особое приглашение Государь ответил, «что он любит город Бахчисарай и после открытия памятника посетит». Слова монарха было решено вырезать на мраморной доске и хранить в Бахчисарайской городской думе[3].

22 февраля 1915 года, в воскресенье, Его Преосвященство епископ Димитрий (Абашидзе) совершил чин освящения храма в честь Феодоровской иконы Божией Матери при участии ректора Симферопольской духовной семинарии архимандрита Иринарха, благочинного Симферопольского церковного округа протоиерея Павла Доброва, настоятеля Бахчисарайского Свято-Николаевского собора священника Евгения Эндека и второго штатного соборного священника Александра Лазарева. После освящения была совершена литургия. Поучение говорил владыка Димитрий. В положенное время за литургией священник Евгений Эндека был возведен в сан протоиерея, а псаломщик Иоанн Медведев был рукоположен в сан диакона. После литургии был отслужен молебен[4].

Согласно утвержденному проекту, школа-церковь в честь Феодоровской иконы Божией Матери представляла собой одноэтажное протяженное каменное здание с ярусом колокольни над западным входом и примыкающей с востока полукруглой алтарной апсидой, крытой полукруглой конхой с главкой. Над средней возвышающейся частью церкви находился увенчанный луковицеобразным куполом деревянный световой барабан, по четырем углам от которого располагались небольшие декоративные куполки[5]. Вокзальная церковь-школа, не имевшая своего причта, была приписана к Бахчисарайскому Свято-Николаевскому собору. Возглавлял приход церкви-школы священник Александр Гегель.

После окончания строительства и освящения школы-церкви в честь Феодоровской иконы Божией Матери бренные останки Дмитрия Ильича Пачаджи и его шестимесячного внука были перезахоронены в склепе, специально устроенном в цокольном помещении в западной части церкви под колокольней.

16 августа 1915 года, в день Спаса Нерукотворного, архиепископ Димитрий (Абащидзе) приехал в деревню Эски-Юрт Юхары и впервые посетил вокзальную церковь-школу в честь Феодоровской иконы Божией Матери, которая «отмечала свой первый храмовой праздник», и совершил в ней литургию. Сослужащими владыки были ректор Таврической духовной семинарии архимандрит Иринарх, протоиереи Добров, Эндека и заштатный священник Александров[6]. Первыми священнослужителями церкви стали иерей Иоанн Львов и заштатный священник Александр Гегель.

В праздничные дни, по субботам вечером и в воскресные дни в церкви-школе проходили богослужения, а в обычные дни, с понедельника по пятницу, в ней велись занятия по программе приходского училища в классе, рассчитанном на 50 учащихся.

Церковь в честь Феодоровской иконы Божией Матери оставалась открытой для верующих на протяжении первого десятилетия после окончательного установления в Крыму советской власти, однако по инициативе местных коммунистов стал подниматься вопрос о ее закрытии.

Впервые «о помещении для школы» высказались 24 июля 1929 года на заседании рабочего комитета союза ДО и тогда же постановили «имеющуюся при вокзале церковь отобрать под школу»[7].

23 декабря 1929 года на заседании актива бюро ячейки ВКП(б) железнодорожного транспорта в составе тов. Лебедева, Чернова, Алтунина, Яковлева и Муслюмова обсуждался вопрос о подготовительной работе среди членов профсоюзов и материал о закрытии церкви в Привокзальном районе «для отвода таковой под школу». Постановили «данный вопрос проработать среди актива, каковой подготовить для проведения на межсоюзном собрании и поручить т.т. Лебедеву, Алтунину и Муслюсову заранее выработать по данному вопросу резолюцию, каковую предложить общему собранию»[8].

Первым данную инициативу поддержал местком железнодорожной станции «Бахчисарай», постановивший: «Вопрос признать целесообразным и поставить на обсуждение на общем собрании для утверждения»[9].

23 декабря 1929 года этот вопрос обсуждался на «общем межсоюзном собрании Привокзального района членов союза: железнодорожников местран, деревообделочников, РабЗемЛес и крестьян деревни Эски-Юрт», на котором присутствовало 267 человек. Заслушав доклад тов. Червякова «О методах борьбы с религией», общее межсоюзное собрание отметило, что «существующая школа в деревне Эски-Юрт благодаря своим малым размерам не может охватить всех детей, вследствие чего последние вынуждены посещать школу в городе, делая ежедневно 5 км в два конца, такая непроизводительная ходьба вредно отражается как на здоровье детей, так и на бюджете родителей, а между тем помещение ОМХА, находящееся в Привокзальном районе в настоящее время занятое под церковь, которая почти совсем не посещается верующими, а посему общее собрание просит изъять это помещение из ведения церковного совета и отвести его под школу для детей рабочих и крестьян, живущих в Привокзальном районе». Наряду с этим межсоюзное собрание просило наробраз ОНО открыть в здании церкви школу-семилетку, которая «могла бы охватить детей младшего и старшего возраста»[10].

Далее за дело взялись органы советской власти. 6 января 1930 года Административный отдел Бахчисарайского райисполкома предписал Президиуму райисполкома: «Бахчисарайский Административный отдел при сем препровождает протокол общего собрания железнодорожников местного транспорта, деревообработчиков, рабземлес и крестьян деревни Эски-Юрт и просит вас вынести постановление о ликвидации церкви на вокзале и передать в использование под школу по настаивании трудящихся данной местности»[11].

29 января 1930 года Административный отдел Бахчисарайского райисполкома препроводил дело о ликвидации вокзальной церкви в Эски-Юрте Юхары (на шести листах) с постановлением РИК а в Административный отдел НКВД Крыма по вопросам культов, уведомляя последний, что «Бахчисарайский админотдел серьезно просит… поставить в Президиум Крым ЦИКа о ликвидации такой церкви и использовании ее под школу». При этом сообщалось, что «вопрос о ликвидации церкви согласован с райкомом ВКП(б)»[12].

В заключении Административного отдела НКВД Крыма, согласованном с заведующим столом религиозных культов Файнбергом и начальником административно-организационным отделом НКВД Крыма Сагировым, указывалось: «Из предоставленного материала видно, что рабочие привокзального района Бахчисарая, а также крестьяне деревни Эски-Юрт вынесли постановление о закрытии церкви и использовании ее под школу. В школе в данной местности имеется большая нужда, так как имеющаяся в настоящее время школа в деревне Эски-Юрт мала и дети вынуждены посещать школу в городе, находящуюся на далеком расстоянии. Ввиду этого полагал бы войти в Президиум Крым ЦИКа с проектом следующего постановления: Вокзальную церковь ликвидировать и использовать ее под школу»[13].

На состоявшемся 25 февраля 1930 года в Симферополе заседании Президиума ЦИК Крымской АССР с докладом «о ликвидации вокзальной церкви в Эски-Юрт Юхары» выступил тов. Сагиров. После обсуждения его выступления было принято постановление: «Ввиду требования рабочих Бахчисарая и крестьян деревни Эски-Юрт Юхары церковь ликвидировать и использовать ее под школу»[14].

Накануне закрытия церкви в честь Феодоровской иконы Божией Матери верующие, опасаясь осквернения останков Дмитрия Ильича Пачаджи, втайне сделали это место неприметным для несведущих. Гроб с останками личного почетного гражданина с трех сторон обложили стенками, а гроб с останками его шестимесячного внука таким же образом пристроили к нему в виде небольшой ступени, ведущей в никуда. Сверху их закрыли специально изготовленными бетонными перекрытиями и оштукатурили. Для большей убедительности устроили над устроенными таким образом саркофагами ложную колонну из камня ракушечника, подпирающую потолок. До 2000 года исследователи истории этого храма были уверены, что его останки были уничтожены при закрытии храма. Об этом сообщала в 2004 году местная жительница, бывшая современницей этих событий, но не знавшая о тайном сокрытии останков.

После окончания Великой Отечественной войны в бывшем церковном здании был устроен кинотеатр «Украина». Помещение, в котором были сокрыты останки Дмитрия Ильича Пачаджи и его внука, использовалось в качестве котельной для водяного отопления кинотеатра и места для хранения дров и угля.

Восстановление церкви в честь Феодоровской иконы Божией Матери

В 1993 году по благословению епископа Симферопольского и Крымского Лазаря был образован Бахчисарайский благочиннический округ. Стараниями благочинного протоиерея Сергия Халюты здание кинотеатра «Украина» и принадлежавшая ему территория были переданы верующим. Архитектором А.В. Петровой был разработан проект реконструкции Свято-Феодоровской церкви, в соответствии с которым началось ее восстановление. Роспись алтарной части храма сделал санкт-петербургский художник-монументалист Константин Поповский. В 2004 году в храме был установлен новый трехъярусный дубовый иконостас. В том же году в церковь был привезен список с Феодоровской иконы Божией Матери.

Одновременно с восстановлением церкви был построен баптистерий для крещения взрослых с полным погружением. Его освящение и установка креста состоялись 2 августа 2005 года, в день памяти пророка Божия Илии.

В 2010 году вместо протоиерея Сергия Халюты, назначенного на новое место служения в Севастополь, на должность благочинного Бахчисарайского церковного округа и настоятеля Свято-Феодоровской церкви был назначен митрофорный протоиерей Петр Чайковский. При отце Петре внутренний вид храма полностью преобразился. Храм расписан в классическом академическом стиле художником Константином Поповским, однако в работе над орнаментальной частью потрудились и другие художники, в частности Вячеслав Майборода.

Начиная с 2018 года и по сей день меняется и внешний вид храма. Так, в 2018 году старые купола, покрытые оцинкованным металлом, были заменены на покрытия из нитрида титана (золотые), а алтарная часть покрытия оцинковкой была заменена на золотую в мае 2024 года. Стены были покрашены в красивый бирюзовый цвет, радующий взгляд прихожан храма, жителей и гостей города Бахчисарая.

Склеп Дмитрия Ильича Пачаджи

В 2000 году, во время восстановительных работ, в цокольном полуподвальном помещении случайно вскрыли часть саркофага, в котором были обнаружены нетленные останки Дмитрия Ильича Пачаджи[15].

Дмитрий Ильич Пачаджи родился 12 ноября 1853 года в Бахчисарае в многодетной семье бахчисарайского мещанина Ильи Павловича Пачаджи (1824–16.03.1874) и его жены Марии Константиновны, урожденной Арабаджи (род. в 1830 г.)[16]. Его крестили 14 ноября в бахчисарайском Свято-Николаевском соборе. Восприемниками (крестными) младенца были отставной унтер-офицер Балаклавского греческого пехотного батальона Михаил Павлович Спаи и вдова капитана Деспина Константиновна Акулова[17].

Прадед Дмитрия Ильича, Николай Пачаджи (1740–1810), происходил из старожильческой семьи бахчисарайских христиан, отказавшихся в 1778 году следовать за митрополитом Готфейским Игнатием (Гозадиновым) во время массового переселения христиан из Крыма в Азовскую губернию. Его прабабка, Христина Пачаджи (1762–1822), также происходила из старожилов Бахчисарая.

Дмитрий Ильич Пачаджи получил начальное образование в местном одноклассном церковно-приходском училище. По достижении совершеннолетия он приписался к мещанскому обществу города Бахчисарая, а в 1876 году, имея 25 лет от роду, стал купцом 2-й гильдии и с тех пор неоднократно избирался гласным в Бахчисарайскую городскую думу и был членом городской управы. В 1900 году Д.И. Пачаджи «за содействие и пожертвование делу народной грамотности» был удостоен звания личного почетного гражданина.

Дмитрий Ильич Пачаджи был женат на Евгении Васильевне (род. 24.02.1863), дочери отставного унтер-офицера Балаклавского греческого пехотного батальона, бахчисарайского купца 2-й гильдии Василия Николаевича Михайли (1819–22.05.1887) и Елизаветы Панайотовны (Павловны), урожденной Адамовой (1830–10.01.1888)[18].

По инициативе Евгении Васильевны Пачаджи, при содействии ее мужа, Дмитрия Ильича Пачаджи, и других наследников над могилами купца Василия Николаевича и Елизаветы Павловны Михайли в 1889 году построили и освятили восьмигранную одноглавую входную часовню[19]. До 1917 года она была приписана к бахчисарайскому Свято-Николаевскому собору.

13 июня 1891 года Д.И. Пачаджи обратился в городскую думу с прошением на приобретение у наследников коллежского асессора В.Г. Спиранди (1813–1875) огородно-дачного места в Эски-Юрт Юхары, рядом с которым проходила ветка Лозово-Севастопольской железной дороги, что было очень удобно предпринимателю для ведения бизнеса, особенно для торговли лесом и другими промышленно-строительными материалами. В 1908 году здесь началось строительство усадебного дома и подсобных помещений.

Личный почетный гражданин бахчисарайский купец 2-й гильдии Дмитрий Ильич Пачаджи умер 13 июня 1912 года от кровоизлияния в мозг. Погребение известного своей благотворительной деятельностью мецената совершил 15 июня священник Свято-Николаевского собора Евгений Эндека с диаконом Александром Лазаревым и псаломщиком Емельяном Гавриленко на старом городском кладбище (ул. Партизанская)[20].

***

Главной святыней храма является список с чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери. В 2015 году был зафиксирован первый чудесный случай после молитв перед данным образом. Женщина, долгие годы страдавшая бесплодием, после молитв перед храмовой иконой сумела зачать и родить здорового ребенка. Впоследствии было явлено еще несколько схожих случаев исцеления от бесплодия по молитвам перед данным образом. Все случаи записаны на бумажном носителе рукой получивших помощь от чудотворной иконы.

Также в храме находится икона Покрова Пресвятой Богородицы, которая полностью обновилась. Возле храмовой иконы «Благодатное Небо» многие больные душевными недугами получают исцеления.

В храме также хранятся многие частицы мощей святых угодников Божиих, а в правом приделе храма стоит в деревянном киоте крест, которые много раз побывал на Святой Земле, где был опален благодатным огнем, помазан на Камне помазания, приложен ко Гробу Господню в кувуклии, окунался в воды Иордана. По центру креста видна капсула с камнем от Гроба Господня (несколько лет назад, при ремонте кувуклии, этот камушек был взят именно от подлинного Гроба Господня).

[1] ГАРК, Ф. 64, Оп. 1, д. 1623, л. 61.

[2] ГАРК, Ф. 27, Оп. 13, д. 4690, л. 24, 25.

[3] ГАРК, Ф. 64, Оп. 1, д. 1623, л. 8.

[4] Таврические епархиальные ведомости. № 7. / 1 марта 1915 года. С. 274.

[5] ГАРК, Ф. 27, Оп. 13, д. 4690, л. 22–25.

[6] В Бахчисарае. // Таврический церковно-общественный вестник. № 25. / 1 сентября 1915 года. С. 983–984.

[7] ГАРК, Ф. Р-663, Оп. 10, д. 1641, л. 9.

[8] Там же, л. 8.

[9] Там же, л. 10.

[10] Там же, л. 7, 7 об.

[11] Там же, л. 6.

[12] Там же, л. 4.

[13] Там же, л. 3.

[14] Там же, л. 1.

[15] Личный почетный гражданин бахчисарайский купец 2-й гильдии Дмитрий Ильич Пачаджи умер 13 июня 1912 года от кровоизлияния в мозг. Погребение известного своей благотворительной деятельностью мецената совершил 15 июня священник Евгений Эндека с диаконом Александром Лазаревым и псаломщиком Емельяном Гариленко на городском кладбище. После окончания строительства и освящения в 1913 году школы-церкви в честь Феодоровской иконы Божией Матери он был перезахоронен в склепе, в специально устроенном помещении под колокольней. Накануне закрытия храма верующие, опасаясь осквернения останков Дмитрия Ильича Пачаджи, сделали это место неприметным для несведущих и для большей убедительности устроили над склепом ложную колонну, подпирающую потолок. До 2000 года исследователи истории этого храма были уверены, что его остатки были уничтожены при закрытии храма, а после войны это помещение использовалось в качестве котельной для отопления кинотеатра «Украина» и места для хранения дров и угля.

[16] ГАРК, Ф. 301, Оп. 1, д. 4, л. 23 об.

[17] Там же, л. 24.

[18] ГАРК, Ф. 301, Оп. 1, д. 2, л. 68 об.

[19] Справочная книга для Таврической епархии. Симферополь, 1910. С. 388; Караникола Х. Описание Бахчисарайского Свято-Николаевского собора // Таврические епархиальные ведомости. №17 / 1 сентября 1900 года. С. 1224.

[20] ГАРК, Ф. 142, Оп. 1, д. 860, л. 54 об, 55.

Контакты:

  • Телефоны: +7 (978) 784-44-75
  • E-mail: feodorovskaia@yandex.ru
  • Социальные сети: https://vk.com/club163935286 (официальная группа ВКонтакте)

Список подразделений:

  • воскресная школа для детей
  • воскресная школа для взрослых
  • братство православных следопытов
  • молодежное объединение «Феодоровская молодежка»

Престольный праздник:

  • 16/29 августа – празднование иконы Божией Матери «Феодоровская»

Святыни:

  • чудотворный список с иконы Божией Матери «Феодоровская»
  • полностью обновившаяся икона «Покров Пресвятой Богородицы»
  • чудотворная икона «Благодатное Небо»

Духовенство: