Крымская митрополия

Алексий (Молчанов Алексей Васильевич; 1853-1914),
архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии

Епископ Таврический и Симферопольский с 26.03.1905 г. по 5.11.1910 г.

​Биография

Архиепископ Алексий (Молчанов) Архиепископ Алексий (Молчанов) В миру Молчанов Алексей Васильевич, родился 5 октября 1853 году в селе Люковском Сарапульского уезда Вятской епархии (ныне - село Люк в Завьяловском районе Удмуртии). Отец Алексия имел большую семью и первые годы жизни будущего епископа протекали в довольно суровых условиях.

Окончил Глазовское духовное училище и поступил в Вятскую духовную семинарию.

Жизнь в холоде и голоде, при отсутствии какой-либо серьезной помощи со стороны бедного отца, была настолько трудной, что когда он на полдороге своей семинарской жизни попал в семинарскую бурсу, не отличавшуюся изысканными удобствами, бурсацкая жизнь показалась ему "настоящим раем".

В 1876 году он окончил Вятскую духовную семинарию в числе лучших студентов и мог бы без особых опасений отправиться в Академию, но отсутствие средств с одной стороны и желание испытать свои силы на поприще народного просвещения с другой, удержали его от этого шага.

Преподавательская деятельность

Первоначально он сделался учителем начальной земской школы в селе Сметанском Яранского уезда, потом псаломщиком Николаевской церкви г.Царевосанчурска, затем заведующим двухклассного Кукарского сельского училища Министерства народного просвещения. Работа в вышеуказанных должностях обнимала собой период времени с сентября 1876 г. по август 1883 г.

Низшая школа с ее ограниченными запросами не могла удовлетворить любознательную натуру молодого человека, его потянуло в Академию.

В 1883 году он женился. Казалось, что женитьбой закрылись для него пути к высшему образованию, т.к. женатых студентов в то время в духовные академии не принимали. Но вот молодому учителю улыбнулся счастливый случай: в академической церкви освободилась должность диакона и эту должность предложили занять Алексию Молчанову с правом слушать лекции в Академии. В этом же году он поступил в число студентов Казанской духовной академии. Будучи студентом первого курса, он был рукоположен в сан диакона к академической церкви, а в 1885 году - в сан священника.

В 1887 году он окончил Академию в числе самых видных студентов, написавши ценную диссертацию на тему: "Св. Киприан Карфагенский и его учение о Церкви", за которую Советом Академии от 19 мая 1888 г. и был удостоен степени магистра богословия.

Известный патролог Д.В. Гусев писал о работе о. Алексия:

"Сочинение священника А. Молчанова представляет собою труд, исполненный вполне добросовестно и с надлежащим знанием дела, обнаруживающий в его авторе основательное знакомство не только с личностью и церковно-общественной деятельностью св. Киприана, но и с той эпохой, к которой относится его деятельность. Он не только собрал и изучил весь доступный для него исторический материал о св. Киприане и об его эпохе, но и постарался надлежащим образом разобрать и осветить этот материал".

С этого времени начинается служение о. Алексия в качестве одного из самых видных законоучителей г. Казани.

1 сентября 1887 г. назначен законоучителем 3-й Казанской мужской гимназии.

С 9 ноября 1890 г. - законоучитель училища глухонемых детей.

С 12 августа 1892 г. - законоучитель Мариинской женской гимназии, а с 1 января 1895 г. - 1-й мужской гимназии.

О. Алексий приобрел известность и, как умелый педагог, и как выдающийся проповедник.

В 1897 году он овдовел, остался с малолетним сыном.

Его помыслы обращались к монашеству, но принять постриг никак не решался, не надеясь на свои силы, по его мнению, недостаточные для этого подвига. Как-то вечером он получил приглашение архиепископа Казанского немедленно явиться к нему. "Архиепископ встретил меня", вспоминал о. Алексий, "неожиданным приказанием: "завтра ты принимаешь пострижение". Постриг был совершен так быстро, что я не имел времени сделать себе монашескую мантию и клобук. И то, и другое подарил владыка".

4 сентября 1899 г. был пострижен в иночество архиепископом Арсением (Брянцевым) в крестовой церкви Вознесения Господня, что при загородном архиерейском доме, и 7 сентября того же года был назначен ректором в Казанскую духовную семинарию, крайне взбудораженную, после управления доброго и честного, но в то же время пылкого и неустойчивого бывшего в ней ректора. Достаточно было годичного тихого и ровного управления о. Алексия семинарией, чтобы в ней все успокоилось.

24 сентября 1899 г. назначен епархиальным цензором предполагаемых к печати брошюр и листков, а равно и проповедей.

20 июля 1900 г. был назначен ректором Казанской духовной академии.

Епископ Чистопольский

9 сентября 1900 г. хиротонисан во епископа Чистопольского, первого викария Казанской епархии. Хиротонию в Казанском кафедральном соборе совершали: архиепископ Казанский и Свияжский Арсений (Брянцев); епископ Нижегородский и Арзамасский Владимир (Никольский); епископ Самарский и Ставропольский Гурий (Буртасовский); епископ Симбирский и Сызранский Никандр (Молчанов); епископ Старицкий Василий (Царевский) и епископ Чебоксарский Иоанн (Алексеев).

В 1905 году, еще будучи ректором Казанской духовной академии, епископ Алексий был избран почетным членом Академии. С этого же времени состоял пожизненным членом попечительства при Михаило-Архангельской церкви Казанской духовной академии для вспомоществования всем служащим и служившим в ней. Кроме этого, был председателем Совета миссионерских курсов, председателем комитета по устройству публичных чтений при библиотеке Св. Владимира и комиссии по наблюдению за преподаванием Закона Божия в учебных заведениях г. Казани, председателем общества вспомоществования недостаточным студентам Академии, членом Казанского губернского комитета, Попечительства о народной трезвости и почетным членом Казанского общества трезвости и общества книгопечатников. Управлял Спасским монастырем и заведовал делами Казанского и Чистопольского мужских духовных училищ.

Епископ Таврический

В марте 1905 г. назначен епископом Таврическим и Симферопольским.

Много способствовал умиротворению края в 1905 и 1906 гг. После издания манифеста 17 октября епископ Алексий произнес проповедь, в которой предостерегал, чтобы дарованные свободы не повлекли "свободу от совести".

Епископ Псковский

В ноябре 1910 г. назначен епископом Псковским и Порховским.

В книге Сергея Труфанова (бывш. иеромонаха Илиодора) под названием "святой черт" или "Записки о Распутине", в которой автор дает резкий обличающий материал на многих преосвященных, епископ Алексий Псковский рисуется человеком в высшей степени корыстолюбивым, за деньги давшим возможность "черным воронам-иоаннитам" свить себе в Псковской епархии прочное гнездо в Воронцовском Благовещенском монастыре. На странице 160 автор называет епископа "безобразным по телу, а еще более по душе" и "жестоким, неверующим духовным лицом".

"Русский Паломник" за 1912 год, в № 25, с. 331, говоря о переводе епископа Алексия на Тобольскую кафедру, причиной перевода выставляет обнаружение иоаннитского монастыря.

Епископ Тобольский

17 апреля 1912 г. назначен епископом Тобольским и Сибирским.

Прекратил дело по обвинению Г. Е. Распутина в хлыстовстве. По толкованию Труфанова, будучи сослан в Тобольскую губернию, епископ Алексий сообразил, что едет в епархию, где подвизается Распутин. Он хорошо знал все темные дела Григория, знал расположение к нему царствующего дома, и учтя все это, он на епархиальном съезде Тобольского духовенства провозгласил Распутина "Божьим человеком". Григорий не замедлил вознаградить своего высокого защитника и через короткое время Алексий, опальный простой епископ, из захолустья получил высокое выдающееся положение. Трудно сказать, как это было в действительности, но, по-видимому, Илиодор весьма и весьма преувеличивает ошибки епископа Алексия и передает сведения о нем в сильно искаженном виде.

Экзарх Грузии

2 ноября 1913 года был назначен экзархом Грузии и возведен в сан архиепископа Карталинского и Кахетинского со званием члена Святейшего Синода.

Это был период революционного брожения в Грузии. На жизнь епископа Алексия два раза делались покушения: один раз стреляли в окно его спальни, а другой раз пытались поджечь тот дом, где он остановился на ночлег во время объезда епархии.

В последнее время своей жизни преосв. Алексий страдал болезнью почек и горловой чахоткой, которые и привели его к преждевременной смерти.

Скончался 20 мая 1914 г. Отпевание совершал епископ Ереванский Пимен (Пегов). Погребен на своей родине, в Вятской губернии.

За время своего архипастырского служения архиепископ Алексий дважды в 1908 и 1913 годах вызывался в С.-Петербург для участия в делах высшего церковного управления.

Среди трудов и забот сначала по управлению Академией, а затем по управлению епархиями, преосвященный Алексий находил время и для своих ученых занятий, печатая статьи по разным богословским вопросам в "Православном Собеседнике", в "Известиях по Казанской епархии", в "Руководстве для сельских пастырей", в журнале "Деятель" и др.

22 мая 2024 г.